Блог «Справиться Проще» о ментальном здоровье

Лечение по методике схема-терапии

О подходе

Схема-терапия (СТ)#nbsp;— одно из#nbsp;направлений когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Цель подхода#nbsp;— помочь человеку осознать его эмоциональные потребности и#nbsp;научиться их#nbsp;эффективно удовлетворять.
Эффективность#nbsp;СТ подтверждают множество клинических исследований и#nbsp;мета-анализов.
Исследования об эффективности можно посмотреть, нажав кнопку ниже:
Читать

Кому подойдет

Изначально#nbsp;СТ разработали для лечения тяжелых травм и#nbsp;расстройств личности, которые с#nbsp;трудом поддавались лечению. Сейчас ее#nbsp;также применяют для помощи с#nbsp;различными жизненными сложностями: проблемами с#nbsp;самооценкой, контролем гнева и#nbsp;сексуальными нарушениями.

С чем обращаться к Схема-терапевту:

  • устойчивые повторяющиеся виды поведения
  • депрессия и тревожные расстройства
  • расстройства пищевого поведения (РПП)
  • пограничное расстройство личности (ПРЛ)
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • наркотическая и алкогольная зависимости
  • ПТСР и кПТСР
На#nbsp;консультациях схема-терапевт поможет выявить убеждения и#nbsp;паттерны поведения, которые мешают человеку жить, и#nbsp;найти новые способы справляться с#nbsp;трудностями.

Особенности подхода

Есть три основных понятия, с#nbsp;которыми работают в#nbsp;СТ: эмоциональные потребности, схемы и#nbsp;режимы.
Эмоциональные потребности#nbsp;— это то, что нам нужно, чтобы чувствовать себя счастливыми и#nbsp;наполненными.
В#nbsp;СТ выделяют 5 групп эмоциональных потребностей, которые должны закрываться в#nbsp;детстве:
  1. Надежная привязанность и#nbsp;безопасность. Ребенок чувствует, что его понимают и#nbsp;принимают таким, какой он#nbsp;есть. Он#nbsp;растет в#nbsp;стабильности и#nbsp;безопасности. Знает, что в#nbsp;трудных ситуациях рядом будет взрослый, который направит и#nbsp;поддержит.
  2. Свобода выражать свои чувства. Ребенок свободно делится своими мыслями, опытом и#nbsp;переживаниями, не#nbsp;подавляет#nbsp;их. Он#nbsp;знает, что его не#nbsp;осудят и#nbsp;не#nbsp;застыдят, а#nbsp;услышат и#nbsp;поймут.
  3. Автономия и#nbsp;компетентность. Ребенок приобретает веру в#nbsp;собственные силы и#nbsp;уверенность, что он#nbsp;способен самостоятельно решать подходящие его возрасту задачи. Родители помогают ему доводить дела до#nbsp;конца, а#nbsp;не#nbsp;решают их#nbsp;вместо ребенка.
  4. Спонтанность, веселье и#nbsp;игра. Ребенок может свободно дурачиться и#nbsp;радоваться, спонтанно проявлять себя. На#nbsp;нем нет груза чрезмерной ответственности.
  5. Четкие реалистичные границы и#nbsp;самоконтроль. Ребенок знает, что ему можно и#nbsp;нельзя. Эти границы не#nbsp;слишком жесткие и#nbsp;не#nbsp;слишком мягкие, и#nbsp;он#nbsp;способен следовать установленным правилам.
Схемы — глубинные убеждения человека. Через их призму люди оценивают себя, свои отношения с другими и окружающий мир.
Пример: от#nbsp;ребенка взрослые постоянно отмахивались, не#nbsp;сопереживали ему и#nbsp;не#nbsp;старались понять его эмоциональные переживания. Ребенок часто ощущал себя отвергнутым, и#nbsp;у#nbsp;него сложилось убеждение, что всем на#nbsp;него плевать. Во#nbsp;взрослой жизни он#nbsp;чувствует себя одиноким и#nbsp;опустошенным. Это схема Эмоциональной Депривации.
Или возьмем для примера схему Привилегированности. Если ребенок регулярно нарушал границы других людей, а#nbsp;его родители такое поведение игнорировали или даже поощряли, то#nbsp;во#nbsp;взрослом возрасте такой человек будет уверен: «Есть только два мнения: мое и#nbsp;неправильное». Он#nbsp;считает себя вправе делать с#nbsp;другими всё что угодно, не#nbsp;заботится об#nbsp;их#nbsp;интересах и#nbsp;потребностях.
Схемы мы#nbsp;часто не#nbsp;осознаем, но#nbsp;они всё равно влияют на#nbsp;нас и#nbsp;наши решения. Мешают строить отношения с#nbsp;окружающими, выражать свои чувства и#nbsp;эмоции, иметь стабильную здоровую самооценку. Подталкивают к#nbsp;тому, что мы#nbsp;выбираем не#nbsp;тех партнеров и#nbsp;занимаемся нелюбимым делом.
Всего выделяют 32 схемы: 18 дезадаптивных и#nbsp;14 позитивных. Схема «спит» и#nbsp;не#nbsp;показывает себя, пока ее#nbsp;не#nbsp;активирует ситуация, вызывающая у#nbsp;человека определенные переживания. Проявляется#nbsp;же схема через мысли, эмоции и#nbsp;поведение человека. Эти проявления называют режимами.
Режим — эмоциональное состояние «здесь и сейчас». Всего выделяют 4 группы режимов
  1. Детские режимы. Они включаются на#nbsp;эмоциональные потребности человека. Один из#nbsp;примеров детского режима#nbsp;— «Импульсивный ребенок». В#nbsp;таком состоянии взрослому хочется немедленно удовлетворить свое желание, он#nbsp;действует импульсивно и#nbsp;не#nbsp;задумывается о#nbsp;возможных последствиях.
  2. Критикующие (родительские) режимы. Показывают негативные послания значимых взрослых, которые ребенок интернализировал, то#nbsp;есть усвоил как свои собственные. Так в#nbsp;режиме «Карающий Критик» человек жестко ругает себя за#nbsp;допущенные ошибки, а#nbsp;в#nbsp;режиме «Внушающий Вину Критик» он#nbsp;чувствует себя виноватым и#nbsp;не#nbsp;может отказать другому.
  3. Копинговые режимы. Копинги#nbsp;— это стратегии защиты, к#nbsp;которым человек прибегает в#nbsp;стрессовых ситуациях. Столкнувшись с#nbsp;напряжением, один будет стараться отвлечь себя от#nbsp;невыносимых эмоций («Отстраненный Самоутешитель»), второй#nbsp;— причинять боль и#nbsp;вред другим («Агрессор»), а#nbsp;третий#nbsp;— искать чужого одобрения («Ищущий Внимания и#nbsp;Одобрения»).
  4. Здоровые режимы. Всего три здоровых режима: счастливый ребенок, здоровый взрослый и#nbsp;хороший родитель. Они сформировались в#nbsp;связи с#nbsp;позитивным опытом ребенка, когда он#nbsp;был рад и#nbsp;чувствовал себя любимым и#nbsp;принятым. А#nbsp;детские, критикующие и#nbsp;копинговые режимы сложились, когда ребенку было тяжело и#nbsp;больно.

Как проходит терапия

На#nbsp;консультациях схема-терапевт помогает клиенту обнаружить дисфункциональные схемы и#nbsp;режимы, переработать болезненный опыт и#nbsp;сформировать более полезные убеждения и#nbsp;стратегии поведения.
Для изменения схем клиента терапевт использует различные когнитивные, поведенческие и#nbsp;экспериенциальные техники (техники, которые помогают переосмыслять и#nbsp;проживать эмоции. Например, рескриптинг#nbsp;— «переписывание» раннего детского опыта).
Стиль поведения терапевта с#nbsp;клиентом называют «ограниченным родительством». Специалист старается понять, какая потребность не#nbsp;закрыта у#nbsp;клиента, и#nbsp;стремится ее#nbsp;удовлетворить. Создает безопасную теплую атмосферу, в#nbsp;которой клиент спокойно высказывает свои переживания и#nbsp;чувствует, что его принимают.
Сами встречи обычно проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность лечения индивидуальна, но в среднем она занимает 40 консультаций. В неклинических случаях терапия может длиться 15-20 встреч.

К кому обратиться за помощью

Вам подойдет схема-терапия, если вы#nbsp;хотите избавиться от#nbsp;старых паттернов поведения, не#nbsp;попадать в#nbsp;одни и#nbsp;те#nbsp;же проблемные ситуации и#nbsp;улучшить качество жизни. Если вы#nbsp;узнаёте себя в#nbsp;перечисленных выше примерах, мы#nbsp;советуем вам обратиться за#nbsp;помощью к#nbsp;Схема-терапевту.
Записаться на прием

Наши специалисты работают только в подходах с доказанной медицинской эффективностью
Посмотреть специалистов

Стоимость сессии от 6 000 ₽
2023-11-13 12:56