О подходе
Схема-терапия (СТ) — одно из направлений когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Цель подхода — помочь человеку осознать его эмоциональные потребности и научиться их эффективно удовлетворять.
Эффективность СТ подтверждают множество клинических исследований и мета-анализов.
Кому подойдет схема-терапия
Изначально схема-терапию и ее услуги разработали для помощи людям с тяжелыми травмами и расстройствами личности, которые с трудом поддавались лечению. Сейчас ее также применяют для помощи с различными жизненными сложностями: проблемами с самооценкой, контролем гнева и сексуальными нарушениями.
С чем обращаться к схема-терапевту
Лечение по методике схема-терапии будет актуально при наличии следующих расстройств:
- устойчивые повторяющиеся виды поведения
- депрессия и тревожные расстройства
- расстройства пищевого поведения (РПП)
- пограничное расстройство личности (ПРЛ)
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
- наркотическая и алкогольная зависимости
- ПТСР и кПТСР
На консультациях схема-терапевт поможет выявить убеждения и паттерны поведения, которые мешают человеку жить, и найти новые способы справляться с трудностями.
Особенности подхода
Есть три основных понятия, с которыми работают в СТ: эмоциональные потребности, схемы и режимы.
Эмоциональные потребности
Это то, что нам нужно, чтобы чувствовать себя счастливыми и наполненными.
В СТ выделяют 5 групп эмоциональных потребностей, которые должны закрываться в детстве:
В СТ выделяют 5 групп эмоциональных потребностей, которые должны закрываться в детстве:
- Надежная привязанность и безопасность. Ребенок чувствует, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Он растет в стабильности и безопасности. Знает, что в трудных ситуациях рядом будет взрослый, который направит и поддержит.
- Свобода выражать свои чувства. Ребенок свободно делится своими мыслями, опытом и переживаниями, не подавляет их. Он знает, что его не осудят и не застыдят, а услышат и поймут.
- Автономия и компетентность. Ребенок приобретает веру в собственные силы и уверенность, что он способен самостоятельно решать подходящие его возрасту задачи. Родители помогают ему доводить дела до конца, а не решают их вместо ребенка.
- Спонтанность, веселье и игра. Ребенок может свободно дурачиться и радоваться, спонтанно проявлять себя. На нем нет груза чрезмерной ответственности.
- Четкие реалистичные границы и самоконтроль. Ребенок знает, что ему можно и нельзя. Эти границы не слишком жесткие и не слишком мягкие, и он способен следовать установленным правилам.
Если какая-то из эмоциональных потребностей ребенка систематически не закрывается, у него формируются дезадаптивные схемы.
Схемы
Схема — устойчивая структура личности, состоящая из глубинных убеждений, эмоций, телесных ощущений и воспоминаний. Через призму этой структуры мы оцениваем себя, свои отношения с другими и окружающий мир.
Пример: от ребенка взрослые постоянно отмахивались, не сопереживали ему и не старались понять его эмоциональные переживания. Ребенок часто ощущал себя отвергнутым, и у него сложилось убеждение, что всем на него плевать. Во взрослой жизни он чувствует себя одиноким и опустошенным. Это схема Эмоциональной Депривации.
Или возьмем для примера схему Привилегированности. Если ребенок регулярно нарушал границы других людей, а его родители такое поведение игнорировали или даже поощряли, то во взрослом возрасте такой человек будет уверен: «Есть только два мнения: мое и неправильное». Он считает себя вправе делать с другими всё что угодно, не заботится об их интересах и потребностях.
Схемы мы часто не осознаем, но они так или иначе влияют на нас и наши решения. Мешают строить отношения с окружающими, выражать свои чувства и эмоции, иметь стабильную здоровую самооценку. Подталкивают к тому, что мы выбираем не тех партнеров и занимаемся нелюбимым делом.
Всего выделяют 32 схемы: 18 дезадаптивных и 14 позитивных. Схема «спит» и не показывает себя, пока ее не активирует ситуация, вызывающая у человека определенные переживания. Проявляется же схема через мысли, эмоции и поведение человека. Эти проявления называют режимами.
Схемы мы часто не осознаем, но они так или иначе влияют на нас и наши решения. Мешают строить отношения с окружающими, выражать свои чувства и эмоции, иметь стабильную здоровую самооценку. Подталкивают к тому, что мы выбираем не тех партнеров и занимаемся нелюбимым делом.
Всего выделяют 32 схемы: 18 дезадаптивных и 14 позитивных. Схема «спит» и не показывает себя, пока ее не активирует ситуация, вызывающая у человека определенные переживания. Проявляется же схема через мысли, эмоции и поведение человека. Эти проявления называют режимами.
Режимы
Режим — эмоциональное состояние «здесь и сейчас». Всего выделяют 4 группы режимов:
1.Детские режимы
Они включаются на эмоциональные потребности человека.
Один из примеров детского режима — «Импульсивный ребенок». В таком состоянии взрослому хочется немедленно удовлетворить свое желание, он действует импульсивно и не задумывается о возможных последствиях.
2.Критикующие (родительские) режимы
Показывают негативные послания значимых взрослых, которые ребенок интернализировал, то есть усвоил как свои собственные.
Так в режиме «Карающий Критик» человек жестко ругает себя за допущенные ошибки, а в режиме «Внушающий Вину Критик» он чувствует себя виноватым и не может отказать другому.
3.Копинговые режимы
Копинги — это стратегии защиты, к которым человек прибегает в стрессовых ситуациях.
Столкнувшись с напряжением, один будет стараться отвлечь себя от невыносимых эмоций («Отстраненный Самоутешитель»), второй — причинять боль и вред другим («Агрессор»), а третий — искать чужого одобрения («Ищущий Внимания и Одобрения»).
4.Здоровые режимы
Всего три здоровых режима: счастливый ребенок, здоровый взрослый и хороший родитель. Они сформировались в связи с позитивным опытом ребенка, когда он был рад и чувствовал себя любимым и принятым. А детские, критикующие и копинговые режимы сложились, когда ребенку было тяжело и больно.
1.Детские режимы
Они включаются на эмоциональные потребности человека.
Один из примеров детского режима — «Импульсивный ребенок». В таком состоянии взрослому хочется немедленно удовлетворить свое желание, он действует импульсивно и не задумывается о возможных последствиях.
2.Критикующие (родительские) режимы
Показывают негативные послания значимых взрослых, которые ребенок интернализировал, то есть усвоил как свои собственные.
Так в режиме «Карающий Критик» человек жестко ругает себя за допущенные ошибки, а в режиме «Внушающий Вину Критик» он чувствует себя виноватым и не может отказать другому.
3.Копинговые режимы
Копинги — это стратегии защиты, к которым человек прибегает в стрессовых ситуациях.
Столкнувшись с напряжением, один будет стараться отвлечь себя от невыносимых эмоций («Отстраненный Самоутешитель»), второй — причинять боль и вред другим («Агрессор»), а третий — искать чужого одобрения («Ищущий Внимания и Одобрения»).
4.Здоровые режимы
Всего три здоровых режима: счастливый ребенок, здоровый взрослый и хороший родитель. Они сформировались в связи с позитивным опытом ребенка, когда он был рад и чувствовал себя любимым и принятым. А детские, критикующие и копинговые режимы сложились, когда ребенку было тяжело и больно.
Как проходит схема-терапия
На консультациях схема-терапевт помогает клиенту обнаружить дисфункциональные схемы и режимы, переработать болезненный опыт и сформировать более полезные убеждения и стратегии поведения.
Для изменения схем клиента терапевт использует различные когнитивные, поведенческие и экспериенциальные техники (те, которые помогают переосмыслять и проживать эмоции. Например, рескриптинг — «переписывание» раннего детского опыта).
Стиль поведения психолога в схема-терапии называют «ограниченным родительством». Специалист старается понять, какая потребность не закрыта у клиента, и стремится ее удовлетворить. Создает безопасную теплую атмосферу, в которой клиент спокойно высказывает свои переживания и чувствует, что его принимают.
Сами встречи обычно проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность лечения в схема-терапии индивидуальна, но в среднем она занимает 40 консультаций. В неклинических случаях терапия может длиться 15–20 встреч.
Для изменения схем клиента терапевт использует различные когнитивные, поведенческие и экспериенциальные техники (те, которые помогают переосмыслять и проживать эмоции. Например, рескриптинг — «переписывание» раннего детского опыта).
Стиль поведения психолога в схема-терапии называют «ограниченным родительством». Специалист старается понять, какая потребность не закрыта у клиента, и стремится ее удовлетворить. Создает безопасную теплую атмосферу, в которой клиент спокойно высказывает свои переживания и чувствует, что его принимают.
Сами встречи обычно проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность лечения в схема-терапии индивидуальна, но в среднем она занимает 40 консультаций. В неклинических случаях терапия может длиться 15–20 встреч.
К кому обратиться за помощью
Вам подойдет схема-терапия в центре «Справиться Проще», если вы хотите избавиться от старых паттернов поведения, перестать попадать в одни и те же проблемные ситуации и улучшить качество жизни. Если вы узнаете себя в примерах выше, советуем вам обратиться за помощью к cхема-терапевту.